top of page
  • Фото автораДмитрий

Деятельность Местного отделения и командированного персонала РОКК в Забайкальском районе в 1900 году

Обновлено: 24 мая 2019 г.



Идущая в настоящее время в России реформа системы здравоохранения, острая проблема доступности медицинского обслуживания, а также проблемы системы социального обеспечения и поддержки наиболее уязвимых слоев населения заставляют нас рассматривать опыт не только настоящего времени, но и прошлого. В этой связи особо интересен опыт деятельности Российского Общества Красного Креста, поэтому весьма актуальным представляется исследование деятельности организации в различные периоды ее существования. Основную базу для настоящей работы составили источники, которые можно разделить на следующие категории: официальная документация Забайкальского Отделения РОКК (журналы заседаний, отчеты) и публицистическая литература досоветского периода.


Актуальность данной темы обусловлена 115-летней датой окончания Китайского похода и 115- летием образования Забайкальской общины сестер милосердия.


Значительный вклад в развитие истории здравоохранения внесла библиограф и краевед Раиса Ивановна Цуприк [6], занимавшаяся также вопросами деятельности Забайкальского Отделения РОКК и общины сестер милосердия. В настоящее время ее работу продолжает Галина Иосифовна Погодаева, которой по данному вопросу опубликовано значительное количество статей, в том числе и в такой сложный период как в Первую Мировую Войну. Однако отсутствие в современной литературе работ, посвященных данной теме, обеспечивает новизну настоящему исследованию.


Военные события, развернувшиеся в Китае в 1900 году, стали проверкой на прочность образованного в 1894 году [2, л. 71] Забайкальского отделения Российского Общества Красного Креста. К указанным событиям Забайкальское отделение насчитывало 219 членов. Председателем состоял военный губернатор генерал-лейтенант Евгений Осипович Мациевский, товарищем председателя - епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий. Действительными членами отделения состояли преимущественно чиновники, представители духовенства, врачи, учителя – по формулировке того времени, лица «известные своим опытом и практическою деятельностью», по сегодняшней же терминологии - лица с активной гражданской позицией. Например, действительными членами общества в 1900 году числились директор музея Забайкальского Отдела Географического Общества Алексей Кириллович Кузнецов, директор Читинской мужской гимназии Алексей Сергеевич Еленев, начальница женской гимназии княжна Мария Александровна Гинглят [1, л. 40].


Деятельность Забайкальского местного отделения по оказанию помощи больным и раненым в ходе китайских событий началась с общего заседания состоявшегося 9 июля 1900 года [все даты приводятся по старому стилю - прим. авт.]. В первую очередь было подготовлено помещение под склад на 250 комплектов госпитального снаряжения. В качестве помещения было решено использовать одну из освободившихся казарм Читинского гарнизона. Затем, в целях организации помощи семьям запасных чинов, мобилизуемых на службу, был создан временный комитет под председательством епископа Мефодия, организовавший сбор пожертвований на эти цели. В ходе данного заседания Забайкальским отделением было составлено ходатайство перед Главным Управлением о назначении в формируемые военные госпитали местных сестер милосердия, подготовленных помощником врачебного инспектора – доктором Александром Дмитриевичем Давыдовым при Читинском лазарете. Однако Евгения Максимилиановна Ольденбургская, назначенная председателем исполнительной комиссии по оказанию помощи на Дальнем Востоке, отклонила просьбу, предписав назначать в военные госпиталя только сестер состоящих в общинах [1, л. 26-27].


Ожидая командированный из европейской части Российской империи персонал Забайкальское отделение время не теряло. Через средства массовой информации было налажено активное взаимодействие с местным населением. В «Забайкальских Областных Ведомостях» регулярно объявлялось о сборе пожертвований, также публиковались отдельные циркуляры РОКК, информация о благотворительных концертах и других мероприятиях, об осуществлении церковных сборов в пользу общества. Так, 4 августа 1900 года было опубликовано воззвание о необходимости пожертвований перевязочными средствами. Как сообщается в Отчете Забайкальского отделения РОКК за 1900 год, «воззвание это имело полный успех». К 9 августу было собрано и отправлено: в Хайлар – 5 тюков на сумму 325 рублей и ½ пуда мыла, в Доно – 2 тюка на 130 рублей, Цурухайтуй – 2 тюка на 130 рублей и Благовещенск – 2 тюка на сумму 130 рублей. Затем было отправлено еще 11 посылок: в отряд генерала Орлова – 3, в Благовещенск полковнику Казину – 3, в Хайлар полковнику Воробьеву – 1, в Цицикар в отряд действующей армии – 2 и в Старый Цурухайтуй – 2 [1, л. 29]. Помимо перевязочных средств и медикаментов пожертвования принимались теплыми вещами, бельем, продуктами и проч.


Через «Забайкальские Областные Ведомости» объявлялись также и благодарности жертвователям. В отчете за 1900 год отмечается, что в сборе пожертвований принимали посильное участие Мария Евгеньевна Мациевская (дочь военного губернатора), А.Д. Данилевич (супруга начальника Забайкальского почтово-телеграфного округа) и г-жа Де-Кампо-Сципион (супруга прокурора Читинского окружного суда). Здесь мы можем увидеть проявление общероссийской тенденции того времени по усилению активной роли женщин в общественной и благотворительной деятельности. Хотя прямых указаний на организационное оформление этой тенденции даже в рамках так называемого «Дамского комитета» автор не нашел, тем не менее, считаем, данное обстоятельство весьма значимым в рамках общественной жизни Забайкалья.


Уполномоченный Красного Креста, главный врач Крестовоздвиженской общины Владимир Павлович Раев прибыл в Читу 12 августа 1900 года [1, л. 30]. Доктора сопровождал санитарный отряд Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В ведение В.П. Раева определялся Забайкальский район, включавший в себя Забайкальскую область и северо-западную часть Маньчжурии [5, с. 64].


Всего же в Забайкальский район было командировано: 7 врачей, 48 сестер милосердия (24 Крестовоздвиженских, 6 Томских, 6 Красноярских и 12 Московских), 4 санитара и 1 артельщик. Затем 3 октября были командированы из Петербурга 6 лекарских помощниц – выпускниц «Рождественской школы» (по названию улицы, на которой она находилась). При уполномоченном был отправлен склад и 2 лазарета на 25 мест каждый [5, с.64; 4, с.27].


Отряд в день прибытия разместился в здании Читинского ремесленного училища, как сообщает отчет Забайкальского отделения за 1900 год, «вполне удобно». В тот же день доктор Раев выделил 6 сестер милосердия для Читинского местного военного лазарета «для ухода за больными нижними чинами», которых к тому времени насчитывалось более 200 человек. Часть персонала было решено направить через Сретенск в Хайлар, в распоряжение генерал-майора Орлова. Местом пребывания уполномоченного, отряда и размещения склада определялся Сретенск [1, л. 31].


Отряд доктора Раева покинул Читу 17 августа 1900 года, и уже 30 августа в Сретенске начал функционировать развернутый им лазарет Красного Креста, рассчитанный на 50 кроватей. Учреждение разместилось на левом берегу Шилки, неподалеку от переселенческого пункта [3] и принимало большею частью тяжелых тифозных больных и амбулаторных [5, с. 64-65].


Решение о размещении лазарета в Сретенске, очевидно, связывалось как раз с тифозными больными. Лазарет на непроходящей (как Чита), но на тупиковой ветке – служил обсервацией для больных и препятствовал распространению эпидемии на территории России.


Вместе с отрядом в Сретенск отправили теплые вещи, собранные местным отделением: 175 теплых одеял, 555 фуражек, 125 кальсон, 100 халатов, 295 валенок, 300 полушубков, а также теплые шапки и башлыки [1, л. 31].


Местное Управление совместно с доктором Раевым выработало ряд проектов по устройству лечебных и врачебно-питательных пунктов по линии эвакуации больных и раненых: Цицикар – Хайлар – Сретенск. Эти предложения одобрила исполнительная комиссия, выделив на их реализацию 50 000 рублей [1, л. 32 - 34].


В середине сентября 1900 года в Цицикар, вслед за отрядом генерала Орлова, прибыл летучий отряд в составе двух докторов и 8 Крестовоздвиженских сестер с частью склада направленный Раевым из Сретенска. В Цицикаре, в Фулярди и Абагайтуе были открыты лазареты на 30 кроватей, в Хайларе – на 40 и на станции Маньчжурия – на 20 кроватей [5, с. 65; 4, с. 27].


По эвакуационной линии направлением Хайлар – Сретенск были открыты эвакуационно-питательные пункты в Шелопугино, Газимуре (в настоящее время Газимурском заводе), Доно (ныне – Доновское), Цурухайтуе и в Бухату на Хингане. На пункты командировались врачи или сестры милосердия. Вскоре в северо-западной части Маньчжурии началась эпидемия тифа, и доктор Раев предпринял меры по снабжению Цицикара продовольствием [5, с. 65].


Также сообщалось и о действии второй линии эвакуации направлением Чита – Благовещенск, упоминается об открытии 2 эвакуационно-питательных пунктов – в Шилке и селе Горбица [4, с. 27]. Однако упоминания об этой линии в Отчете Забайкальского отделения за 1900 год нет. Можно предположить, что эвакуация по ней осуществлялась речным транспортом, и в середине сентября данная линия вряд ли могла быть задействована из-за климатических условий. Скорее всего, вторая линия функционировала весной-летом 1901 года.


К середине сентября 1900 года в связи с проводимой мобилизацией более 500 семей нуждались в материальной помощи. Временному комитету под председательством епископа Мефодия с июля удалось собрать около 2000 рублей частных пожертвований, однако все денежные средства к тому времени уже полностью израсходовали. Появилось решение просить Главное управление о выделении 25 000 рублей на осуществление денежных выплат нуждающимся. Размер пособия составил 8 рублей на семью, при этом условии запрошенной суммы хватило бы на выплаты в течение полугода [1, л. 32].


В середине октября Забайкальское Управление получило запрошенную сумму и передало в ведение Комитета. Деньги полагалось распределить по населенным пунктам области. С этой целью открылись вспомогательные комитеты в Троицкосавске, Верхнеудинске, Селенгинске, Нерчинске, Нерчинском Заводе, а также были учреждены участковые попечительства в Кабанске и Сретенске [1, л. 34-35].


Полагаем, самым важным событием в тот период для истории здравоохранения Забайкалья стало принятие решения на заседании Забайкальского Местного Отделения РОКК состоявшегося 12 сентября 1900 года, о ходатайстве перед Е.М. Ольденбургской об основании в Чите общины сестер милосердия. Данное ходатайство было составлено при активном участии доктора Раева и передано Главному Управлению в телеграмме от 13 сентября 1900 года [1, л. 33]. Таким образом было положено начало развитию сестринского дела в Забайкалье.


Военные события стали настоящим испытанием для молодого Забайкальского отделения. Исходя из рассмотренных материалов, видно, что местное отделение приняло деятельное участие в организации помощи, проявило ряд инициатив, а если выявлялись недостатки, то они сводились к ограниченности материальных и кадровых ресурсов. И здесь на помощь местному Управлению приходило Главное, сконцентрировав в своих руках общероссийские ресурсы и осуществив их перераспределение, на Дальний Восток были направлены врачебно-санитарные отряды, различные необходимые грузы и финансовые средства. РОКК и Забайкальское отделение достойно справились с возложенными на них задачами.


Список источников и литературы:


1. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 2


2. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 9


3. Российское Общество Красного Креста. Исторический обзор деятельности - СПб.: Лештуковская паровая книгопечатня П.О. Яблонского, 1902. – 143 с.


4. Российское Общество Красного Креста // Сретенск / ред. К.К. Ильковский – Чита: Правительство Забайкальского края, Забайкальский государственный университет, 2014. – с. 154


5. Россия на Дальнем Востоке / изд. Богданович Е.В. - СПб: Печатня Р. Голике, 1901. – 72 с.


6. Литературное, историческое и медицинское краеведение / Р. И. Цуприк ; составители: Н. А. Бурдиян, Г. И. Погодаева; Правительство Забайкальского края, Забайкальский государственный университет, Краевая научная медицинская библиотека. - Чита : ЗабГУ, 2014. – 450 с.



13 просмотров0 комментариев
bottom of page