top of page
  • Фото автораДмитрий

СТАНОВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (1901-1905 ГГ.)

Обновлено: 26 мая 2019 г.



Сестры Забайкальской общины 1905 г.

Забайкальское местное управление Российского Общества Красного Креста было учреждено в 1894 году [7, л. 71], первым серьезным испытанием для Забайкальского отделения стали военные события, развернувшиеся в Китае в 1900 году. Отделение с честью справилось со своей задачей, однако события показали катастрофическую нехватку медицинского персонала в Забайкалье и на Дальнем Востоке. О нехватке сестринского персонала заговорили высшие административные чины. Так, на территории от Приморья до Байкала из требуемых для мобилизуемых лазаретов 180 сестер имелось лишь 20 [3, л. 88].Местному управлению при помощи командированного в Забайкалье, главного врача Крестовоздвиженской общины В.П. Раева удалось привлечь внимание царственных особ к этой проблеме. В результате в 1901 году была основана Забайкальская община сестер милосердия.


До организации общины в Забайкалье работали лишь временно командированные в составе специальных отрядов сестры милосердия. Основной задачей подобных отрядов была профилактика и борьба с эпидемиями. Командировались они преимущественно общинами европейской части России. По сведениям «Памятной книги» 1897 года, в Читинском военном полугоспитале, работали сестры Иркутской Мариинской общины – Ольга Ивановна Шадрина и Капиталина Патрикеевна Громова [12, с. 4]. В 1898 Шадрину сменила Елизавета Павловна Сутурина [13, с. 164]. В 1899 году Громова и Сутурина продолжили свою деятельность в Читинском местном лазарете [14, с. 171]. Исходя из упоминаний сестер в памятных книгах, можно предположить, что их деятельность, в отличие от деятельности сестер командированных в составе отрядов, носила постоянный характер.


С началом военных действий на территории Китая, врачебным отделением Забайкальского областного правления публикуются объявления о наборе сестер милосердия. В Государственном архиве Забайкальского края сохранилось более 70 заявлений, как отдельных лиц, так и групповых. Прошения были поданы в период с июня по август 1900 года. Из текста заявлений следует, что объявление разместили как в «Забайкальских областных ведомостях» [1, л. 38] так и в газете «Енисей» [1, л. 37]. Активно отозвались жительницы Иркутской, Томской, Енисейской, Тобольской губерний и Амурской области. Заявления поступали от крестьянок, казачек, мещанок, присутствуют и три заявления от лиц дворянского происхождения.


Прошение о принятии сестрой милосердия дочери надворного советника Надежды Александровны Селивановой 1900 г.

Девушки, не владеющие грамотой (за некоторых расписывались доверенные лица) и ограниченные в финансовых средствах (большинство сообщало об отсутствии средств на проезд) сообща нанимали письмоводителя и составляли коллективные заявления. Присутствуют заявления, подписанные как от «дочери инородца» и «православных инородческих девиц Хоринской волости». Дочери служащих или чиновников старались указать чин, если такой имелся: «дочь титулярного советника», «дочь надворного советника». Стремясь попасть в штат сестер милосердия, девушки прикладывали выписки из метрических книг, сообщали о имеющемся образовании, подкрепляли свое прошение печатями различных ведомств и учреждений. Особо выделяется заявление мариинской мещанки Веры Николаевны Генденрейх, учительницы сельской школы. В справке выданной ей полицейским управлением сообщалось, что она «ни в чем предосудетельном замечена не была, поведения хорошаго, под судом и следствием не состояла…» [1, л. 51]. Но Вере Николаевне справка показалась неубедительной (не смотря на приложение казенной печати и подписи исправника) и она обратилась за второй справкой-характеристикой. «Жертвой» стал начальник железнодорожной станции: он указал, что заявительница ему «…известна, как девушка самых честных правил, трудолюбивая и трудолюбивая [так в оригинале]…» [1, л. 51 А] Возможно, он просто не смог увернуться от назойливости Веры Николаевны, поэтому и прибегнул к помощи классика и словесному повтору.


Возраст заявительниц варьировал от 17 до 40 лет (стоит отметить, что он указывался не во всех заявлениях). Заявления самых младших чаще всего начиналось со слов «с согласия родителей» [1, л. 35] или «с благословения своих родителей и с согласия родных» [1, л. 60]. Почерк некоторых заявлений и художественный слог письмоводителей свидетельствует о том, что на оплате услуг не экономили.


Проанализировав сохранившиеся заявления, можно говорить о социальных подвижках начала XX века: о стремлении женщин изменить свой статус в системе общественных отношений, самореализации путем приобретения профессиональных навыков. Однако нельзя отрицать и «бытовую» мотивацию: находились и те, кто хотел быть поближе к супругу или найти удачную партию для замужества. Тем не менее, это свидетельствуют о наличии в Сибири и Забайкалье социальных подвижек, долгое время характерных лишь для европейской России.


В большинстве заявлений речь идет о принятии в штат сестер милосердия, формируемых полевых госпиталей военного ведомства. Однако существуют такие заявления, где говорится уже о Забайкальской общине сестер милосердия [1, л. 35]. Это свидетельствует о том, что процесс создания Забайкальской общины, спустя 6 лет с момента открытия местного отделения РОКК с началом военных действий, получил новый импульс.


В июле 1900 года местное отделение РОКК сообщало о имеющихся десяти добровольных сестрах милосердия [3, л. 91]. Их обучение осуществлялось при Читинском городском лазарете доктором А.Д. Давыдовым [4, л.л. 26-36]. Однако, деятельность по набору сестер прекратил циркуляр РОКК № 275 от 1 августа 1900 г. [3, л. 75], предписывавший назначать в военные госпиталя лишь сестер, принадлежавших общинам, так как добровольные сестры могли скомпрометировать весь зарождающийся институт сестринского дела и подорвать доверие к нему. Имеющиеся в Чите добровольные сестры могли оказывать помощь лишь в местных лечебных учреждениях.


Благодаря поддержке В.П. Раева, 3 апреля 1901 года состоялось открытие Забайкальской общины сестер милосердия [11, с. 3]. В 1901 году за «живое содействие» доктор Раев единогласно был избран в почетные члены местного отделения РОКК [11, с. 4].


Попечительницей Забайкальской общины стала настоятельница Читинскго женского Покровского монастыря игуменья Анастасия, председателем комитета избран Н.А. Цветков, главным врачем общины - статский советник К.Д. Кольчевский, в члены комитета также вошли Г.Ф. Данилевич, А.К. Бочаров, А.Д. Давыдов и И.П. Иванов [11, с. 3; 5, л. 240].



Игуменья Анастасия (в центре) с персоналом и пациентами санатория располагавшегося на территории Покровского монастыря в 1905 г.


Всей врачебно-медицинской частью общины и медицинским образованием сестер заведовал главный врач [3, л. 76- 77]. Обучение велось по утвержденной 8 октября 1896 года Главным Управлением программе подготовительного курса для сестер милосердия РОКК [5, л.л. 327-328]. По окончании курсов сестры милосердия допускались к деятельности только после сдачи экзамена, а в крайнем случае могли остаться на второй год [3, л.л. 33- 35].


Для обучения был приобретен ряд наглядных пособий: «человеческий костяк, стенные анатомическия таблицы Фидлера, таблицы повязок Гофера, таблицы переломов и вывихов Гельфериха, таблица метрических мер Боппа, географическия карты» [11, с. 23]. Наличие географических карт, свидетельствует о том, что в процессе обучения уделялось внимание не только медицинским знаниям, но и общему образовательному развитию. При общине появилась своя библиотека. Согласно учебной концепции, теоретические знания с первых дней подкреплялись практикой. До открытия собственной лечебницы практические занятия проводились в местном лазарете, где сестры по очереди несли дежурства [11, с. 21].


С началом функционирования собственной лечебницы с 9 июня 1901 года [11, с. 17] основная деятельность сестер по уходу за больными перешла туда. К концу 1901 года, когда был усвоен блок фармакологии и рецептоведения сестры начали оформлять рецепты под руководством врачей [11, с. 19-20]. и оказывать платные услуги по уходу за больными на дому [11, с. 21]. При этом не оставляли они и практические занятия в лазарете - присутствовали на патологоанатомических вскрытиях, наблюдали больных с редкими заболеваниями. К июню 1902 года К.Д. Кольчевский писал в отчете, что «в весьма непродолжительном времени предполагается произвести им [сестрам] испытание» [11, с. 22]. Однако, для борьбы с чумой в 1902 году в Забайкалье, в составе отрядов командируются более опытные сестры Владимирской и Симбирской общин [2, л. 200].


Объявление в Забайкальских областных ведомостях 1904 г.

Спустя несколько дней после начала русско-японской войны при общине открылись бесплатные ускоренные курсы. В воскресенье 1 февраля 1904 года с соответствующим объявлением на первой полосе вышел номер «Забайкальских областных ведомостей». Лекции начали проводить с 10 февраля. Курсы читались ежедневно в здании общины при монастыре с 17:00 до 19:00. Количество мест для слушательниц было ограничено [10]. Чуть больше, чем через неделю после объявления, были опубликованы разъяснения военного губернатора. Из них следовало, что лица, прослушавшие курсы и сдавшие экзамены, сестрами общины не становятся. Им разрешалось остаться работать при общине, но на безвозмездной основе, без содержания и предоставления жилья. Сообщалось что таких лиц «комитет будет иметь в виду» при наличии вакантных должностей [15].


Согласно «Забайкальским областным ведомостям» 4 сестры Забайкальской общины были командированы в Ляоян в первый месяц войны [9]. Эту информацию подтверждают архивные данные. Сестер командировали в 15-й полевой подвижный госпиталь, функционировавший при действующей армии. В октябре 1904 года госпиталь находился между г. Мукденом и Телином [6, л. 23]. Командированные сестры, несмотря на свою малочисленность, по достоинству проявили себя. В «Забайкальских областных ведомостях» от 3 июля 1905 года сообщалось, что они «вторично награждены нагрудными медалями с надписью «За усердие», в первый раз серебряными, а вторично - … золотыми, на Анненской ленте» [18]. В лазарете Забайкальского отделения Красного Креста на 1 сентября 1905 трудились 9 сестер милосердия, из которых две состояли сестрами милосердия, одна имела статус ученицы и находилась на испытании, шесть других прослушали курсы и являлись добровольными сестрами из числа местных жительниц [8]. Оставшиеся в Забайкалье сестры также смогли проявить себя. Приказом Главнокомандующего № 1493 от 25 июля 1905 года награждены серебряными медалями «За усердие» на Анненской ленте сестры лазарета Забайкальского местного управления в Чите: Станислава Давыдова, Александра Рушковская, Анна Ковалева, Елена Бусурманова, Татьяна Розова, Эмилия Марчевская, Клавдия Зиновьева [16; 17]. Работавшие в санатории им. Евгении Максимилиановны Ольденбургской, сестра общины Анна Дулепова, послушницы монастыря Агния Цывелева и Елизавета Эпова так же были награждены медалями «За усердие» на Анненской ленте [16].


Несмотря на наличие конкретных проблем, усилий местной общественности для их решения оказалось недостаточно. К сожалению, внимание царствующих особ к их решению удалось привлечь лишь под действием внешних политических событий. Несмотря на ограниченное количество сестер, вследствие недостатка финансовых ресурсов, другое крупное внешнеполитическое событие продемонстрировало весь имеющийся потенциал. К моменту начала русско-японской войны сложилась учебная база, позволившая в кратчайшие сроки организовать курсы сестер милосердия. О ее качестве свидетельствует оценка самоотверженного труда сестер как на фронте, так и в тылу.


Источники и литература:


1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 1 вр. Оп. 2. Д. 370


2. ГАЗК. Ф. 1вр. Оп. 2. Д. 422


3. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 1


4. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 2


5. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 3


6. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 8


7. ГАЗК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 9


8. Давыдов А. Д. Отчет Лазарета Забайкальского управления Красного Креста / А. Д. Давыдов, сост. П. М. фон-Кауфман // Красный Крест в тылу армии в японскую кампанию 1904-1905 гг. СПб.: Главное Управление РОКК, 1909. – Т. 2, Ч. 2: Забайкальский район.– С. 283-303


9. Забайкалье горячо отнеслось к войне… // Забайкальские Областные ведомости (ЗОВ). – 1904. – № 44 – С. 3


10. Открываются бесплатные курсы // ЗОВ. – 1904. – № 26 – С. 1


11. Отчет Забайкальского Управления РОКК за 1901 год / Чита: Типография Заб. Обл. правления, 1901. – 28 с.


12. Памятная книжка Забайкальской Области на 1897 год / Чита: Типография Заб. Обл. правления, 1897. – Раздел II: Военное ведомство. – С. 4


13. Памятная книжка Забайкальской Области на 1898 год / - Чита: Типография торгового дома «Бадмаев и К», 1898. - 261 с.


14. Памятная книжка Забайкальской Области на 1899 год / - Чита: Типография Заб. Обл. правления, 1899. – 310 с.


15. Пояснения губернатора // ЗОВ. – 1904. - № 37 – С. 1


16. Приказ Главнокомандующего № 1493 от 25 июля 1905 // Вестник Красного Креста на Дальнем Востоке. – 1905. – № 8. – С. 112


17. Приказом Главнокомандующего награждены… // ЗОВ. – 1905. – № 169 – С. 2


18. Сестры милосердия // ЗОВ. – 1905. – № 139 – С. 2




144 просмотра0 комментариев
bottom of page