В русско-японскую войну Красный Крест уделял внимание и вопросам восстановительного лечения военнослужащих. В Забайкалье работало два санатория для военнослужащих. Один из них на собственные средства организовал уполномоченный Красного Креста на Дальнем Востоке Лев Викторович Голубев. Учреждение, рассчитанное на 40 кроватей (включая 7 офицерских), начало свою деятельность с 10 июня 1904 года, и размещалось в двух зданиях Читинского женского монастыря. С 10 апреля 1905 года количество мест увеличили до 60, предназначенных исключительно для рядового состава.
В зданиях разместились четыре больших палаты и несколько малых, большая столовая, перевязочная, комната старшей сестры и прачечная. На собственные средства Л. В. Голубев также построил баню. Попечителем санатория сначала выступил генерал Алексей Александрович Стахович, после его отъезда — Варвара Ивановна Ульрих.
Персонал учреждения состоял из врача Читинского местного лазарета Тиграна Сергеевича Бурджалова, старшей сестры, двух младших, обязанности которых исполняли монахини или послушницы и четырех санитаров. С 10 июня по 10 октября 1904 года старшей сестрой служила волонтерка Ю. М. Калантарова, затем ее сменила сестра милосердия Забайкальской общины А. Дулепова, проработавшая до 10 августа 1905 года. После Дулеповой обязанности старшей сестры исполняла сестра Костромской общины А. А. Альтовская.
В санаторий больные поступали из учреждений Красного Креста, военного ведомства, слабосильной команды, и действующей армии. Поступающие больные сначала мылись в бане, затем проходили осмотр у врача и распределялись по палатам. При поступлении старое белье подлежало обязательному уничтожению. В соответствии с диагнозом определялась диета и лечение. День больного начинался с 8 утра. На завтрак подавался чай с молоком от монастырских коров, 0,5 фунта (примерно 220 г.) белого хлеба, при усиленном питании дополнительно выдавались два куриных яйца, порция молока, сливочного масла, кофе или какао. Затем следовал обход врача или перевязочные процедуры в случае необходимости. До обеда больные в летнее время прогуливались по монастырской роще, в зимнее — по двору. В 12 часов следовал обед из трёх блюд: мясной суп, жаркое, десерт. Пациентам, состоявшим на усиленном питании, к обеду полагалось вино. После обеда предполагался полуторачасовой тихий час. В 16 часов подавали чай с молоком и белым хлебом, слабым выдавались два яйца и порция молока, либо просто порция молока. В 19 часов — ужин из одного мясного блюда, в 21 час — обязательный вечерний обход врача.
Для нужд больных выписывались периодические издания — «Забайкалье», «Забайкальские областные ведомости», «Нива», «Вокруг света», «Солдатское чтение», свои издание на безвозмездной основе присылали «Петербургские ведомости», «Биржевые Ведомости» и «Русские ведомости». При санатории имелась библиотека из 260 томов. Свободное время больные проводили на открытом воздухе в монастырской роще (см. илл. на стр. 81) По воскресным дням для больных организовывали чтения с «туманными картинами» (диапроектором), на Рождество — елку, на праздник Пасхи раздавали подарки в кисетах (ножи, бритвы, трубки и т.п.). Сроки пребывания в санатории составляли от 5 дней, основная часть больных пребывала в течение двух недель, однако некоторые по медицинским показаниям задерживались более чем на 25 дней. В отдельных исключительных случаях сроки пребывания составили 104 и 147 дней.
При выписке все больные снабжались теплым бельем, фуфайкой, чаем, сахаром, табаком и двумя сменами нижнего белья. От имени Л. В. Голубева выписанным выдавалось пособие в размере 5 руб., демобилизованным — 10 рублей. Также в целях профилактики выдавались печатные издания Пироговского Общества о холере, сифилисе, дизентерии и других заболеваниях.
За время своей деятельности с 10 июня 1904 года по 1 декабря 1905 года санаторий посетило 1 153 человека. Сумма расходов Л. В. Голубева по содержанию учреждения к 10 ноября 1905 года превысила 30 000 рублей. Стоит отметить, что за свою деятельность сестра А. Дулепова, игуменья Анастасия и монахини, помимо медалей «За усердие», были награждены серебряными медалями Красного Креста.
Comments